Смирнова светлана Николаевна
Название: «Путешествие по России. Крым – мы вместе»
Автор: Смирнова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
ОО: МБОУ «Ольховская прогимназия»
Возрастная категория: 1-4 класс
Продолжительность мероприятия: 40 минут
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: Исторический опыт Крыма содействует воспитанию гражданственности, патриотизма и толерантности школьников.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость обеспечить учащемуся «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия.
Идея формирования патриотизма, гражданственности и толерантности как важнейших приоритетных направлений воспитания школьников развивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) на всех уровнях общего образования. Среди личностных требований к результатам освоения основной образовательной программы отмечено «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной…».
Цель: сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов Крыма, и народов России и готовность, на его основе, адекватно оценивать текущие политические события – воссоединения России и Республики Крым.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей, географическим расположением и основными достопримечательностями Крымского полуострова, произведениями русских поэтов о Крыме. Рассмотреть особенности исторического и культурного единства республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией.
2. Развивать умение анализировать, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей школьников.
3. Воспитывать интерес к изучению культурного прошлого своей Родины, чувство уважения к истории России и гордости за свою страну и ее народ.
Ожидаемые результаты:
I. Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к прошлому и настоящему народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории своего народа, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
II. Метапредметные:
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
III. Предметные:
- формирование умения применять исторические знания для осмысления современных политических процессов и социальных явлений.
Оборудование: слайдовая презентация
Ход мероприятия
Зал празднично украшен. Дети под музыку входят в зал цепочкой, взявшись за руки, у девочек в правой руке платочек. Посередине цепочки ребенок в русском народном костюме на расписном блюде несет каравай.
Ученик: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим.
Все: Поклонясь, отведать просим.
(Отдает каравай гостям, возвращается к детям).
Ведущий: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)
– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Ведущий: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Ученик:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Ученик:
Россия, Россия - края дорогие!
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Дети исполняют песню «Россия – родина моя»
Ведущий: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.
– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту, как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. А в 2014 году наша страна стала еще больше, и мы сейчас узнаем почему, и я предлагаю вам путешествие по России по новым местам.
– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)
Ведущий: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.
(Звучит музыка “Паровоз”.)
Ведущий: Станция называется “Государственная»
- Крым — это глубоко выдающийся в Чёрное море полуостров, восточная часть которого — Керченский полуостров — отделяет Азовское море от Черноморского бассейна. Крымский полуостров связан с материком на севере через узкий Перекопский перешеек (7 км), а ещё более узкий Керченский пролив (4.5 км) отделяет Крым от Таманского полуострова на востоке. Общая площадь Крымского полуострова — 27 000 км², длина береговой линии — около 2500 км. Крым обладает уникальным местоположением, разнообразным рельефом (горы высотой до 1545 м на юге и равнинная степь на севере) и разнообразным климатом (сухой умеренно-континентальный на севере и субтропический на южном берегу). Всё это, а также богатое историческое и культурное наследие делают Крым выдающейся курортно-туристической зоной, а его стратегическое положение в Черноморском регионе придаёт Крыму огромное экономическое и военно-политическое значение.
- С момента подписания 18 марта 2014 года договора о вхождении в состав России Крым, включая Севастополь, является частью Российской Федерации.
(Звучит музыка “Паровоз”.)
Ведущий: Станция «Поэтическая»
А кто расскажет стихотворение о Крыме и о Севастополе?
Ученик - Я еду в край, где море в берег бьёт,
Где шум волны воображенье будит,
Любовь мою пусть вовсе не остудит
Тот Крым, что в эту осень меня ждет!
Пусть взгляд ласкают вновь вершины гор,
Пусть солнце радует, а тропы принимают…
А я, впитав, и миг воспринимая,
Воспеть сумею все, что видит взор!
Ученик - Севастополь, Севастополь, Севастополь,
Город славы воинской, морской.
Севастополь, Севастополь, Севастополь,
Мы гордимся, мы всегда в душе с тобой.
И в войну, в годину страшную, лихую
Ты стоял и Русским Духом укреплял
Весь народ, солдат, своих матросов,
Всех, кто жизнь за Родину отдал.
Севастополь, Севастополь, Севастополь,
Помним, приклоняемся, скорбим.
Дух Нахимова витает и поныне
И тебя, родной, всегда мы защитим!
Севастополь, Севастополь, Севастополь,
В твою честь грохочет орудийный гром,
Черноморский флот поднял знамёна,
Для него ты был и есть родимый дом!
Севастополь, солнцем утомлённый,
Город наш любимый, дорогой!
(Звучит музыка “Паровоз”.)
Ведущий: Следующая станция «Географическая»
Ученик 1- Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7 - 23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока - воды Азовского моря и его залива Сиваша. Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.
(Звучит музыка “Паровоз”.)
Мы приехали на станцию “Культурно - Историческая”
«Достопримечательности Крыма» (презентация)
Ученик 2 - Керчь (слайд 1)
Керчь – один из старейших городов мира, процветающий уже тогда, когда не было ни Киева, ни Москвы, ни Лондона, ни Парижа. Его возраст свыше 2600 лет, здесь множество памятников разных эпох.
1. Руины древнегреческого рода Пантикапея
2. Митридатская лестница, ведущая на вершину горы Митридат.
3. Крепость Ени-Кале.
4. Царский курган – усыпальница одного из боспорских царей, шедевр античного зодчества.
5. Храм Иоанна Предтечи – уникальный памятник раннесредневекового зодчества.
6. Обелиск Славы на горе Митридат возведен в честь воинов-освободителей, защищавших Керчь от немецко-фашистских захватчиков.
Ученик 3 – Феодосия (слайд 2)
Один из древнейших городов Юго-Восточной Европы. Основана около 540-530 гг. до Р.Х. древними греками. В переводе название города – «дар богов», что являет неохватную щедрость. Если таким даром становится будущий город, то ему суждена вечность. Феодосия и есть – вечный город. Город менял свое название неоднократно. Генуэзцы его назвали Кафа. Османцы – Кефе или Кучук-Стамбул. Основные достопримечательности города:
1. Национальная картинная галерея знаменитого художника-мариниста И.К. Айвазовского.
2. Феодосийский музей древностей.
3. Литературно- мемориальный музей Александра Грина.
4. Памятники генуэзской эпохи.
5. «Фонтан Айвазовского»
Стихотворение Марины Цветаевой о Феодосии читает ученик 4
Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.
И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.
Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.
Ученик 5 – Коктебель (слайд 3)
Расположен на побережье Чёрного моря, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Кара –Даг. С севера и востока Коктебель окружают степные горы. На северо-западе высится скалистая горные массивы. Одно из названий города в переводе с крымскотатарского - «край голубых холмов».
Особую привлекательность имеет горный массив Кара-Даг. Это фантастическое явление природы образовалось в результате вулканических процессов: скалы Лев и Золотые Ворота, Каменные сфинксы.
Стихотворение Максимилиана Волошина о Коктебеле читает ученик 6
Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...
По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль
И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.
Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.
Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!
Ученик 7 - Ласточкино гнездо (слайд 4)
Ла́сточкино гнездо́ — памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра. Строение напоминает средневековый рыцарский замок. Ласточкино гнездо стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма. Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна.
Экзотическое ласточкино гнездо не раз становилось объектом съемок множества кинофильмов. В 1987 году на территории Ласточкиного гнезда проводились съёмки известного советского триллера Станислава Говорухина по мотивам романа английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят».Ласточкино гнездо запечатлено во многих детских фильмах.
Ученик 8 - Фороссская Церковь (слайд 5)
Яркий архитектурный памятник. Изящная церковь Воскресения Христова стоит на отвесной скале.
Музыкальная пауза. Ансамбль исполняет песню «Колокола России»
Ученик 9 - Легендарный Севастополь (слайд 6)
Севастополь основан в 1783 году как база Черноморского флота Российской империи. Дважды, во время Крымской (1853-1856) и Второй мировой (1941-1945) войн, он был осажден неприятелем. Поэтому в городе множество военно-исторических памятников. В центре одноименной площади возвышается памятник адмиралу Нахимову – генералу Первой обороны Севастополя.
Графская пристань – парадный причал города. Название связано с титулом графа Войновича, командующего Черноморским флотом в восьмидесятых годах 18 века.
Памятник Затопленным кораблям у Приморского бульвара –своеобразный символ Севастополя. Воздвигнут в 1905 году.
Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 года» - выдающееся произведение батальонной живописи.
Ученик 10 - Ханский дворец в Бахчисарае (слайд 7)
Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су.
Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад». Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.
Знаменитостью Ханского дворца является «Фонтан слёз», который был создан в 1764 году иранским зодчим Омером. По легенде, Диляра была любимой женой Крыма Герая, которую отравила соперница. Фонтан, созданный в честь жены, должен был символизировать скорбь хана. Эта легенда легла в основу поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Бахчисарайский фонтан», благодаря которой фонтан стал широко известен.
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Звучит песня «Мы дети твои, Россия» в исполнении ансамбля девочек
(Звучит музыка “Паровоз”.)
– А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.
Ученик:
Веселил нас много раз
Русский танец перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости для нас!
Дети исполняют танец «Барыня» (парный).
Ведущий. “Если дружба велика – будет Родина крепка”
Крым ждал чуда, его жители верили, что оно свершится, они многое сделали для того, чтобы это чудо стало явью, реальностью, и мы им в этом помогли, потому что «Мы вместе», потому что Крым – это Россия!
Дышит тихо усталое Черное море,
Отражая сто лун в зыбких бликах волны.
И с реальностью небо, похоже, не спорит,
Или это мне кажется со стороны?
Это Крым, и по совести – это Россия!
Это Крым, здесь везде только русская речь.
Это Крым,
здесь названия до боли родные – Симферополь и Ялта, Севастополь и Керчь.
Эту землю уже никогда не разделишь.
То, что связано кровью не разорвешь.
На чужие знамена кресты не прицепишь.
Остальное лишь глупость, да хитрая ложь.
Это Крым, и по совести – это Россия!
Это Крым, здесь везде только русская речь.
Это Крым,
здесь названия до боли родные – Симферополь и Ялта, Севастополь и Керчь.
Чтобы ни было, мы будем вместе, конечно.
Сколько было здесь войн, сколько было побед!
Здесь Святая земля, здесь Россия навечно.
Только так, не иначе, и выбора нет.
Это Крым, и по совести – это Россия!
Это Крым, здесь везде только русская речь.
Это Крым,
здесь названия до боли родные – Симферополь и Ялта, Севастополь и Керчь.
Это Крым, и по совести – это Россия!
Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля,
Изобильная, родная,
Славься, русская земля.
Все дети и взрослые устраивают хоровод под музыку «Так давайте устроим большой хоровод» и запускают шарики.