Ромашкова Надежда Владимировна
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ: Статья - Ромашкова Н.В..docx
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО |
|
Ромашкова Надежда Владимировна
учитель – логопед
МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 45
Россия, г.о. Химки Московской области
Е-mail: romashkova75@mail.ru
Аннотация. В данной статье представлен опыт логопедической работы в дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями зрения. К концу дошкольного периода у детей необходимо сформировать в структуре психологической готовности речевую готовность к обучению в школе. Нарушения звукопроизношения и недостаточное развитие других компонентов речи, значительно распространенные среди шестилетних детей, нередко являются причиной затруднений в школьном обучении, особенно в овладении грамотой. С этой целью разрабатываются основные направления логопедической работы в развитии и воспитании детей с нарушением зрения на этапе реализации ФГО ДО. Раскрывается роль игровых упражнений и игр как дидактической единицы по формированию фонематического восприятия.
Ключевыеслова:нарушениезрения, нарушениеречи, фонематическое восприятие, дифференциация звуков.
В условиях современной модернизации системы образования, в процессе внедрения ФГОС в ДО наиболее актуальными становятся вопросы логопедической работы с детьми с ОВЗ.Учитывая, что ДО является первой ступенью в системе образования РФ, нельзя недооценивать дошкольное детство в процессе становления ребенка в дальнейшем как личность. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Все мы родом из детства», и, зачастую, не устранённые нарушения речи в дошкольный период, влекут за собой гораздо более серьезные проблемы в дальнейшем.
Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
На данном этапе развития логопедии как науки отмечаются значительные продвижения в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Изучение речевых дефектов при олигофрении, у детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата ставит нас перед необходимостью тесного взаимодействия с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследования.
Заметный прогресс наблюдается в развитии логопедии раннего возраста:
· Изучение особенностей доречевого развития детей с органическим поражением ЦНС;
· Формируются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений;
· Проводится работа по разработке и внедрению приемов и методов превентивной (предупреждающей) логопедии.
Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом вовремя оказанной логопедической помощью, педагогической квалификацией учителя – логопеда и возможностями самого ребенка.Изучение логопедии является важным аспектом для всех работников дошкольных образовательных организаций. Большинство речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психические познавательные процессы.
Опираясь на свой опыт работы с детьми с нарушениями зрения, можно сделать вывод, что практически 80% дошкольников с проблемами зрения, имеют отклонения в речевом развитии. Коррекционная работа с такими детьми должна осуществляться с помощью всех специалистов, работающих в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности: учитель – логопед, учитель – дефектолог (тифлопедагог), инструктор по физической культуре, педагог – психолог, музыкальный руководитель, а также воспитатель. Поскольку 90% информации ребёнок получает через зрительный анализатор, то при нарушении зрения у детей происходит ослабление функции зрительного восприятия. Это влечет за собой задержку в формировании обобщенных образов окружающей действительности, отмечаются затруднения в формировании причинно – следственных связей, что способствует в отставании развития словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.
По определению Розы Евгеньевны Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у ребенка с сохранным зрением. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.
По степени выраженности речевого дефекта можно выделить несколько уровней сформированности речи у детей с нарушением зрения:
1. Единичные нарушения звукопроизношения.
2. Нарушение звукопроизношения более выражены и усложнены. Бедный словарный запас, сложности с соотнесением слова с образом предмета, затруднения в формировании обобщающих понятий, в построении грамматических конструкций, составлении рассказов. Фонетический анализ не сформирован.
3. Нарушены все группы звуков. Словарь как активный, так и пассивный не соответствует возрастной номе. В речи предложения не использует, а только отдельные слова иногда с жестами. Фонетический анализ и синтез не сформирован.
Таким образом, становится понятно, что нарушения речи у детей с поражением зрительного анализатора не всегда одинаково сложны, но большая их часть страдает ограниченным словарным запасом, искаженным понятием смысловой стороны речи и нарушением грамматической стороны языка.
Содержание коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения и с недоразвитием речи учитывает комплексное развитие всех сторон родной речи, психо – эмоциональной сферы и опирается на остаточные зрительные возможности ребенка.Исходя из этого следует особенно обратить внимание на развитие фонематического слуха детей с нарушением зрения т.к.важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте является:
· Умение слышать каждый отдельный звук в слове,
· Чётко отделять его от рядом стоящего,
· Знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной, тормозит развитие связной речи.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Роза Евгеньевна Левина, Наталья Александровна Никашина, РахильМаркович Боскис, Галина Амосовна Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Они считают, что при нарушении артикуляции без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Александр Николаевич Гвоздев в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер.
Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.
По данным Татьяны Александровны Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.В свою очередь Даниил Борисович Эльконин определяет фонематическое восприятие как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.Роза Евгеньевна Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л.Ф. Спирова).
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи.
В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
По мере фонематического развития ребёнка появляются более сложные формы фонематического восприятия, основанные не только на восприятии слова со всеми его признаками, состоящем в последовательном подборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, но и симультативном, одномоментном их сопоставлении.Поскольку процесс восприятия является процессом осознанным, первые простейшие операции звукового анализа появляются у ребёнка вслед за формированием фонематического слуха, фактически опираясь на него.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.Фонема (от греч. “звук”) – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение – в «решетке фонем».Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
В разделе «Развитие фонематического восприятия» логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов:
1) Узнавание неречевых звуков.
2) Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
3) Различение слов, близких по звуковому составу.
4) Дифференциация слогов.
5) Дифференциация фонем.
6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Исследователи Татьяна Борисовна Филичева и Нина Алексеевна Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому следует основной упор делать на игровые методы и приемы при работе по формированию фонематического восприятия.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды деятельности .
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:
· умения определять количество слогов в слове;
· отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог;
· проводить анализ гласных и согласных звуков.
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)
Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Игра «Тихо - громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям
повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
«Шумные коробочки»
Игра для детей 5 – 7 лет.
Цель:
- формирование фонематического слуха.
Задачи.
- Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
- Развитие слухового внимания и памяти.
Оборудование: пластмассовые коробочки желтого и оранжевого цвета (из- под киндер-сюрприза.), наполненные сыпучими продуктами (манная и гречневая крупа, горох, фасоль, рис, сахар, семечки, скрепки).
Описание:
I вариант.
Ребенку предлагается разделить коробочки на две группы (по цвету) и найти парочки, которые одинаково звучат. Количество коробок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.
II вариант.
Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество коробок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.
Игра «Посели на нужный этаж»
Цель: закреплять умение находить место заданного звука в слове.
Правила игры и описание.
В предложенных играх используются картинки со звуками: С; Ц; Ч; Л; Р.
I игра.
Детям предлагается назвать картинки, нарисованные в окошечках и определить место звука в данном слове (начало, середина, конец), а в пустые «поселить» картинки правильно подобрав их к схеме, на которой указано место звука в слове.
II игра.
Детям предлагается назвать картинки и «поселить» в нужные окошечки соотнося место звука со схемой.
Игра: «Четвертый лишний»
Цель: закреплять умение различать звуки по твердости мягкости.
Правила игры:
Покажите ребенку карточку. Попросите его найти «лишнюю» картинку, то есть ту, которая не сочетается с другими по твердости мягкости определенного звука, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если ребенок затрудняется, задайте ему наводящие вопросы. Детская логика может отличаться от вашей. Не спешите с выводами – пусть ребенок попробует доказать свою точку зрения.
Не забудьте его похвалить! Игру можно усложнить пусть ребенок придумает замену для «лишней» картинки. Если в игре участвуют несколько детей, тот, кто быстрее всех придумает замену, получает карточку. Выигрывает собравший больше всех карточек.
Игры для закрепления произношения и дифференциации звуков (Л, Л`) и (Р, Р`).
Количество играющих – от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной большой карте, у ведущего маленькие карточки. Ведущий показывает картинку, не называя ее. Игрок, у которого на большой карте имеется такая же картинка, должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Если ребенок не знает названия картинки, ведущий называет ее сам, но при этом игрок не получает картинки, и она остается у ведущего. Так же поступает ведущий и по отношению к игроку не четко произнесшему название. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте маленькими карточками, или тот у кого в конце игры будет меньше незакрытых картинок.
«Листья и плоды», «Одежда», «Еда», «Игрушки», «Посуда», «Животные», «Растения из красной книги», «Лекарственные растения».
Для игры нужны маленькие карточки по заявленным темам. Играют 2 человека. Перед игрой договариваются, кто какие будет собирать карточки. Например: один с едой, другой с посудой.
Карточки с картинками выкладываются на стол, перед играющими стопкой, изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая, игрок должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Ненужную картинку он кладет вниз, не называя ее. Если он ошибается при назывании изображения предмета или произносит название не четко, картинка ему не выдается. Выигрывает тот, кто первым соберет 8 картинок по заданной теме.
«Четвертый лишний».
Перед каждым игроком раскладывается по четыре картинки, одна из которых не подходит по теме к остальным трем, например: 3 животных и 1 одежда. Играющий должен назвать все картинки и исключить лишнюю, объяснив свой выбор. Используются карточки одной группы или со звуком (Л), или со звуком (Р).
«Наведи порядок».
Перед игроком в беспорядке располагаются маленькие картинки нескольких лексических тем. Он должен все картинки распределить по темам, а затем назвать обобщающим словом каждую группу предметов. Например: игрушки, одежда.
Игры на различение звуков.
Лото.
Цель: различение звуков (Л, Л`) - (Р, Р`) в произношении.
Количество играющих от 2 – 6 человек. Используются большие и маленькие карты из обеих групп. Каждому игроку дается по две больших карты одной темы. У ведущего – маленькие карточки, которые он предъявляет игрокам, не называя картинки. Игроки называют нужные картинки и закрывают ими такие же на своих картах. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все свои картинки.
«Моем посуду».
Играют двое. У игроков с изображением букв Л (эль) и Р (эр). У ведущего – маленькие карточки по теме «Посуда». Ведущий показывает картинки, а игроки называют нужные им изображения предметов, пока не соберут по 8 штук. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.
Аналогично проводятся игры: «В магазин за продуктами», «Подарки друзьям», «Показ мод», «В зоопарке», «В лесу».
Игры для развития фонематического слуха.
«Звуки поссорились».
Используются маленькие карточки. Играют от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной карточке с буквой Л (эль) или Р (эр) и набор карточек в количестве 8 штук из обеих групп со звуками (Л, Л`) и (Р, Р`) без ориентировки на лексические темы. Игрокам предлагается разложить карточки на 2 группы в зависимости от наличия в словах-названиях картинок звуков (Л) или (Р) (звуки поссорились не хотят жить в одной коробке). При этом дети не должны называть картинки вслух. Выигрывает тот кто раньше всех правильно разложит свои картинки.
«Лишняя картинка».
В качестве «Лишней» картинки выступает такая, в названии которой отсутствует нужный звук. Лексическая тема в данной игре значения не имеет. Например, предъявляются 3 картинки со звуком (Л) и 1 со звуком (Р) и наоборот.
Вывод: применяя в работе с детьми игровые методы и приемы, можно добиться положительной динамики в словарном, фонематическом и речевом развитии.
Список использованных источников
1. Безруких М.М. Ребенок идет в школу [Текст]: методическое пособие/ М.М.Безруких, С.П. Ефимова – М.: Академия, 2000 – 182 с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учебное пособие– М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии [Текст]: методическое пособие\ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко. – С.Пб.:Речь, 2011 – 208 с.
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998.
5. Малева З.П. Подготовка детей с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. М., 2009.
6. Малева З.П. Развиваем зрительное восприятие в дидактических играх и упражнениях // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». 2009. №3. С. 16-32.