Маркелова Ирина Сергеевна
Комплексное занятие - Маркелова.docx
Презентация Песок - Маркелова.doc
Презентация Глина - Маркелова.doc
Комплексное занятие по экспериментированию
«Песок и глина»
Автор: старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 39»
Г.о.Балашиха, Московской области
Маркелова Ирина Сергеевна
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, умение работать с лупой и другим оборудованием, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
2. Ознакомить детей со свойствами песка и глины, их применением, способами добычи, охраной подземных богатств;
3.Воспитывать любовь и гордость к родине, уважение к человеку труда.
Оборудование:
Для детей: поднос, лупа, пипетка, стакан с песком сухим, мокрым, речным, глиной сухой, кусок влажной глины, доска для лепки, вода, тряпочка.
Для детей: поднос, лупа, пипетка, стакан с песком сухим, мокрым, речным, глиной сухой, кусок влажной глины, картон с силуэтом кота, клей ПВА.
Для воспитателя: экран, DVD проектор, презентация “Песок и глина», ролик «Рисунки из песка», мнемосхемы, мольберт
Для воспитателя: экран, DVD проектор, презентация “Песок и глина», ролик «Гончарное искусство», мнемосхемы, мольберт.
Ход занятия
- Сегодня, ребята, мы отправляемся в интересное путешествие в мир неживой природы, но сначала нужно получить билет.
- Назовите, один объект неживой природы, получите билет.
(дети получают билеты с различным изображением, таким образом делятся на 2 команды)
Отправляются к своим столам «Солнышко» и «Звездочка» (со словами:
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
Сели на места
Отгадайте загадки о чем сегодня пойдет речь на занятии:
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То в ней увязнут сильно ноги.
А чтобы сделать миску, вазу,
Её нам нужно много сразу. (Глина)
За правильный ответ получают фишку.
Задания:
Воспитатель ведет беседу, задает вопросы, выставляет мнемосхемы на мольберт.
· Потрогаем песок, глину. Возьмем щепотку песка и кусочек глины, выложим на поднос. Какие вещества на ощупь (Песок шершавый, глина гладкая)
Схемы
· С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.
Схемы
· Будем сыпать песок и глину из стаканчика на поднос. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим?
Схема
· Капнем из пипетки 3 капли на песок и на глину, посмотрим, что произойдет. Какое вещество впитывает воду, какое нет. Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Как вы думаете, почему детские площадки часто посыпают толстым слоем песка?
Схема
· В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины также быстро?
Схема
· Можно ли из сухого песка сделать пирамиду (из сырого песка), а из глины. Из какого вещества пирамида получается лучше?
Схема
Давайте повторим по схемам что нового мы узнали.
А теперь давайте посмотрим фильм, откуда человек добывает песок и глину и как использует их.
Презентация
Физминутка: та же
А вы знаете, что из песка можно делать удивительные картины, давайте посмотрим об этом фильм.
Видеоролик.
- Чем понравился фильм?
А давайте попробуем сами сделать картину из песка.
(Детям выдается лист картона с силуэтом кота)
- Сначала намазываем весь рисунок клеем, затем щепотками выкладываем песок так, чтобы не осталось свободного места, можно сделать кота полосатого, если чередовать простой и речной песок.
На следующем занятии можно работать с глиной:
Сегодня мы с вами посмотрим фильм про глину, узнаем как ее добывают и что из нее делают.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Глина»
Физкультминутка та же.
- А сейчас я хочу показать вам фильм о том, как гончар на гончарном круге изготавливает глиняную посуду.
Ролик «Гончарное искусство»
- Чем понравился фильм?
- А давайте сами попробуем сделать из глины какое-нибудь изделие. Например, вазочку. Используем способ вдавливания. Катаем шарик и выдавливаем в середине дырочку, вытягиваем края.
Выставка детских работ.
Итоги.
- Что больше всего понравилось на занятии, запомнилось?