Кузнецова Оксана Владимировна
Скачать Проект Мир Пушкина - Кузнецова.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 332 г. Челябинска»
454078, г.Челябинск, Барбюса, 144-г тел./ факс: 257 – 21 – 23
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«НАШ ПУШКИН»
Участники проекта: воспитанники и родители
подготовительной к школе группы МБДОУ ДС № 332 «Русалочка»
Подготовили:
Педагог первой категории
Александрова Л.В.
Педагог первой категории
Кузнецова О.В.
Челябинск 2016
Тема проекта: «По сказкам Пушкина»
Вид проекта: творческий краткосрочный групповой проект
Актуальность проекта
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намѐк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброта, честности, ума и хитроумия.
Сказки Пушкина – это первые наши книги. С них начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Локоморья дуб зелѐный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучаюттепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие.
Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаѐт надежду, забавляет и утешает.
Цели проекта :
Познакомить детей со сказками Пушкина, воспитать любовь к сказкам русской литературы.
Задачи проекта:
1.Развивать интерес детей к чтению художественной литературы;
2.Приобщать детей к культуре своего народа через усвоение художественного языка и художественных образов сказок А.С.Пушкина;
3.Развивать творческие способности детей в процессе знакомства с литературными произведениями;
3.Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстративный материал по теме проекта для оснащения методического кабинета ДОУ и уголка книги группы;
4.Разработать комплексный план работы педагогов по знакомству детей старшего дошкольного возраста с творчеством А.С.Пушкина.
Участники проекта: воспитатели группы,воспитанники подготовительной к школе группы, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: 2 недели (23.05.2016– 03.06.2016)
Предполагаемые результаты проекта
Для детей:
1. Расширятся кругозор в области литературного творчества А.С. Пушкина, пополнится словарный запас;
2. Сформируется интерес к чтению любимых сказок;
3. Сформируются любознательность, умение видеть хорошее и плохое ;
4. Сформируются понятия о добре и зле, трудолюбии и лени, о смекалке и лжи ;
Для педагога:
1. Повысится теоретический уровень знаний и профессионализм;
2. Продолжится освоение метода проектирования - как метода насыщения детской деятельности, который даѐт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы
3. Используются на практике современные формы и методы работы по развитию речи, театральной деятельности с дошкольниками;
Для родителей:
1. Осуществится целостный подход к развитию творческих способностей, фантазии детей.
2. Повысится уровень интереса к чтению на примере сказок Пушкина А.С;
Продукты деятельности:
оформлены: тематические альбомы: «Что за прелесть эти сказки», «Сказки Пушкина в иллюстрациях»,
- детские книжки-самоделки по сказкам Пушкина;
- альбом «Сказки Пушкина глазами детей»
разработаны:
- картотека дидактических игр по знакомству детей со сказками Пушкина;
- занимательные задания по сказкам А.С.Пушкина;
- сценарий литературной викторины по сказкам Пушкина;
- сценарий литературно-музыкального праздника «У Лукоморья дуб зеленый…»
проведены:
- выставка детских работ «По сказкам Пушкина»;
- благотворительная акция «Подарите нам чтения доброго »;
План-схема
реализации творческого краткосрочного группового проекта
«По сказкам Пушкина»
Этап (сроки) |
Основные направления реализации проекта (мероприятия) |
Материалы и средства реализации проекта |
||||||
1этап |
1.Сбор информации для выявления знаний детей творчества Пушкина;
|
1.Беседы с детьми о творчестве Пушкина;
|
||||||
2.Сбор информации для определения уровня обеспеченности педагогов методическим и дидактическим материалом для реализации проекта; |
2.Анкеты и опросные листы для педагогов-участников проекта; |
|||||||
2 этап |
1.Анализ методической, научно-популярной и художественной литературы по творчеству Пушкина; подбор материалов для составления тематических альбомов;
|
Оформление тематических альбомов: «Что за прелесть эти сказки», «Сказки Пушкина в иллюстрациях», «Художники-иллюстраторы сказок Пушкина», «Сказки Пушкина глазами детей», детской книги «Мой Пушкин» Игровая деятельность: Дидактические игры: «Третий лишний», «Из какой сказки предмет?», «Из какой сказки слова?»; «Добавлялки», «Узнай по силуэту»,«Кроссворды», «Собери картинку» Театрализованные: «Пантомимы», «Зеркало» Познавательное развитие: Занятие «Герои сказок Пушкина в цифрах», Занятие «Литературная викторина», Занятие «Нарисуй свою сказку»; Занятие «Сказки Пушкина в музыке» Занятие «Лукоморье на новый лад»( из конструктора); Знакомство с художественной литературой и развитие речи: чтение сказок А.С.Пушкина; составление творческих рассказов по теме «Сказки Пушкина»; беседа на тему: «Чему меня научила сказка?» Художественно-эстетическое развитие: Подготовка пригласительных билетов для гостей на праздник «У Лукоморья дуб зеленый», подготовка работ для выставки детских работ « По сказкам Пушкина», театральная встреча «Сказки Пушкина в музыке» (вечер досуга) Взаимодействие с родителями: Благотворительная акция «Подарите нам чтения доброго», оформление информационных рубрик «Прочитайте детям», |
||||||
2.Планирование образовательной, игровой и самостоятельной деятельности детей, способствующей развитию творческих, художественно-эстетических и интеллектуальных способностей детей в процессе знакомства со сказками Пушкина;
|
||||||||
3.Планирование мероприятий по оснащению уголка книги группы книгами сказок А.С.Пушкина;
|
||||||||
4.Взаимодействие с родителями детей по изучению творчества А.С.Пушкина и оснащению уголка книги группы и методического кабинета книгами сказок Пушкина, пополнение фонотеки ДОУ записями музыкальных произведений по сказкам Пушкина» |
||||||||
3 этап |
1.Презентация проекта. |
|
||||||
2.Подведение итогов и анализ результатов реализации проекта.
|
||||||||
3.Определение перспектив дальнейшего развития проекта |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Подборка загадок по сказкам Пушкина
Кто сказки Пушкина читает,
Загадки быстро отгадает.
1. У царицы злой-презлой
Со6еседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
2. Чуть опасность затаится -
Верный страж на тонкой спице
Шевельнѐтся, встрепенѐтся,
К той сторонке обернѐтся.
3. Рыбка непростая
Чешуей сверкает.
Плавает, ныряет.
Желанья исполняет.
4. Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.
5. Звездочѐт царю Дадону
Петушка поднѐс с поклоном...
-Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерѐг петух?
6. Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста « Немного о
А.С.Пушкине»
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлѐного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было три года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню ещѐ и ещѐ повторить их. Садился у еѐ ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка….
Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать. Был очень скор и резок в движениях. Когда Саше исполнилось 11 лет. Его привезли учиться в Царское село – это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими
сверстниками: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень. Послушайте стихотворение «Осень». (Чтение стихотворения) Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций)
Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро.
3.Викторина по сказкам Пушкина.
1. Какие сказки Пушкина вы знаете?
2. Вспомните сказку с самым длинным названием? ( Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевнеЛебеди)
1. Отгадайте, из каких сказок эти строки?
Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
2.Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно — золотисто
Будто медом налилось!
Видно семечки насквозь. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
3.Вот пошел он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)
4. «Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз-два-три! Догоняй-ка»
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому.
А зайка в лесок до дому. ( Сказка о попе и работнике его Балде)
5. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
« Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря» ( Сказка о царе Салтане)
6. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнѐтся, встрепенѐтся,
К той сторонке обернѐтся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лѐжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)
Ответьте на вопросы и назовите сказку.
1.Какого роста родился князь Гвидон? (Аршин, что по старым русским меркам означало - длина руки от конца пальцев до плеча «Сына бог им дал в аршин», «Сказка о царе Салтане»)
2.Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица.
(Говорящее зеркальце, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3.Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха?
(Тридцать три года «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4.Кто подарил царю Дадону золотого петушка.?(Звездочет «Сказка о золотом петушке)
5. С кем наперегонки бегал бесенок вокруг моря? (С зайкой, « Сказка о попе
и работнике его Балде»)
6.В этой сказке одна сестра стала царицей, другая-ткачихой, а третья-кем? (
Поварихой . Да, царь так и сказал сестрам: Будь одна из вас ткачиха, а
другая-повариха)
7. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко )
8.Сколько раз закидывал невод в море старик? (три раза)
9.С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (в первый раз- с тиной,
во второй- с травой морской, в третий- с золотой рыбкой.)
10.Как в сказке море отзывается на жадность старухи? (помутилось,
неспокойно, почернело, на море черная буря).
11.Как золотая рыбка проучила старуху? (старуха осталась у разбитого корыта).
12. Какую службу должен был исполнять петушок? (Стеречь границы царя и
подавать сигнал, если вдруг на него нападут враги)
13. Куда хотел закинуть Балда палку, данную бесенком? (за тучу)
14.Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)
15.Князь Гвидон в сказке три раза превращался в насекомых, назовите каких? (В муху, комара, шмеля).
16. Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти чудеса? (1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все
скорлупки золотые. 2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.
3-е: Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)
17.К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты. (К
солнцу, месяцу и ветру)
18.Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
Кто и из какой сказки говорит такие слова:
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях.»)
Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках. (Старуха. Сказка о рыбаке и рыбке).
Посмотрим, какова у тебя сила.
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подними-тка ты,
Да снеси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылу, ан будет он мой. (Балда. Сказка о попе и работнике его Балде)
Расскажите начало сказок.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Сказка о попе и работнике его балде.
Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет сам не зная куда.
Сказка о царе Салтане.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Сказка о золотом петушке.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Назовите из какой сказки предметы?
В коробке лежат предметы (Орех, шапка звездочета, яблоко, рыбка, месяц, зеркало)
В какую сказку мы попали?
Посмотрите: ель стоит,
А под ней орех лежит.
А орешек не простой,
С золотою скорлупой,
В какую сказку мы попали. ( Сказка о царе Салтане)
Зачем князь Гвидон обернулся комаром? Куда он полетел? Кого хотел повидать?
Как случилось, что царица и ее сын оказались на волшебном острове? Кто обманывал царя Салтана? Кто рассказал царю Салтану о чудесном острове Гвидона? О каких чудесахрассказали царю купцы?
Зеркало волшебное на столе лежит,
С ним его хозяйка сердито говорит.
В какую сказку мы попали? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)
Как случилось, что царевна оказалась одна в лесу? Кто приютил царевну в своем тереме. Как жилось царевне у богатырей? Как царица хотела погубить царевну? Кто отправился напоиски царевны? У кого царевич Елисей просил помощи? Кто сказал царевичу , где находится царевна? Как царевич разбудил царевну?
Вышли мы на берег моря,
Ходят волны на просторе,
Рыбка в море уплывает,
Только хвостиком виляет.
В какую сказку мы попали? ( Сказка о рыбаке и рыбке)
Что произошло, когда старик рассказал старухе о своем улове? Что сказала
старуха? Чем закончилась сказка?
ТЕМА : У ЛУКОМОРЬЯ…….
Форма мероприятия: тематический утренник.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Цели мероприятия:
1. Прививать любовь к произведениям отечественной литературы, воспитывать чуткость к художественному слову, закреплять и расширять знание творчества А.С. Пушкина;
2. Продолжать знакомство с традициями и обычаями русского народа;
3. Развивать воображение и творческое мышление.
Подготовка и рекомендации к проведению мероприятия.
Для мероприятия понадобятся: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, музыкальное сопровождение.
Действующие лица:
· Ведущая
· Кот
· Рыбак
· Царевна
Ход утренника
Звучит мелодия из произведения М.И. Глинки - оперы «Руслан и Людмила».
Дети заходят в зал, на центральной стене которого висят портрет А.С. Пушкина и иллюстрации к его сказкам. Педагог приглашает детей подойти к портрету.
Ведущий: Ребята, приглашаю вас на необычный праздник, он посвящен дню памяти гениального русского поэта, имя которого известно во всем мире. Вы конечно узнали, кто изображен на этом портрете? Это Александр Сергеевич Пушкин.
Садитесь, пожалуйста, на стулья, я хочу немного рассказать вам о нем.
Этот выдающийся поэт жил и работал около двухсот лет назад. Он писал поэмы, стихотворения и конечно сказки. Поэта уже нет на земле, но, продолжают жить его произведения. Пушкина считают самым лучшим поэтом всех времен. Почти каждый город имеет памятник и улицу названную в его честь. Неподалеку от Санкт-Петербурга есть небольшой городок, в котором учился и жил Александр Сергеевич. В те времена это место называлось Царским Селом. Сейчас это город Пушкин. В Москве именем великого поэта названа одна из центральных площадей — площадь Пушкина и станция метрополитена, выходящая на эту площадь,— Пушкинская (показать иллюстрацию с памятником Пушкину в Москве).
В сказках А.С. Пушкина отражается его любовь к традициям и творчеству русского народа. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал он. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Любовь к народным сказкам, у маленького Александра, возникла благодаря его няне Арине Родионовне. Каждый вечер, она рассказывала ему захватывающие, прекрасные истории, в которых передавалась мудрость русского народа, собираемая веками. Ребята, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
Ребята, сегодня к нам на праздник должен прийти гость, давайте поприветствуем его.
(Звучит музыка, входит персонаж Кот Ученый).
Кот: Здравствуйте, дорогие ребята! Позвольте представиться, я кот, да не простой, а Ученный. Живу я в сказочной стране Лукоморье, на зеленом дубе. Про мою волшебную страну даже есть стихотворение, которое написал А.С. Пушкин. Вот послушайте: «У Лукоморья дуб зеленый…»
(Читает произведение).
Хотелось бы вам побывать в такой сказочной стране? Тогда я приглашаю вас в путешествие по сказкам А.С. Пушкина. А что нужно взять с собой в дорогу, чтобы не сбиться с пути? Конечно же, карту! Вот моя верная волшебная карта, (к магнитной доске крепится карта, рядом с нарисованной тропинкой оставлены пустые квадраты, для прикрепления картинок). Эта карта не простая, а Загадочная, чтобы понять, куда нам нужно идти, придется сначала отгадать загадки.
Послушайте отрывок произведения и вспомните, из какой он сказки.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Дети: “Сказка о рыбаке и рыбке”
Кот: Правильно, ребята, значит, сначала нам надо попасть в «Сказку о рыбаке и рыбке».
(Ведущий крепит на карту рисунок с изображением золотой рыбки. Входит персонаж Рыбак, на плече несет сети).
Рыбак: Каждый день хожу я к морю
И рыбачу на просторе
Люблю я с рыбками играть
Их не стану обижать.
Ведущий: Ребята, давайте поиграем с Рыбаком. Надевайте на голову волшебные ободки (ободок из картона с прикрепленным изображением рыбки) и превращайтесь в рыбок. (Ведущий тоже надевает ободок).
Игра «Рыбак и рыбки». Дети с Ведущим встают в круг, в центре которого Рыбак. Под музыку дети плавно двигаются по кругу, Рыбак, «ловит» одного ребенка, выводит в центр и танцует с ним (движения произвольные). Можно повторить с 2-3 детьми.
Рыбак: Спасибо, дети, мне очень понравилось с вами играть, до свидания. (Машет рукой уходит).
Ведущая: Ну а нам пора продолжать наше путешествие.
Кот: А для этого необходимо отгадать следующую загадку. Из какой сказки эти строки?
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Дети: “Сказка о царе Салтане”
Ведущая: (Крепит картинку с изображением белки на карту). Молодцы, ребята, посмотрите, на картины нашей выставки. Найдите среди них иллюстрации к этой сказке.
Дети показывают 2-3 иллюстрации, ведущая побуждает их рассказывать о персонаже, изображенном на картине.
Ведущая: Ребята, а на чем добрался царь Салтан до острова Буяна? Правильно на корабле. Давайте построим корабль для царя Салтана.
Выносятся два мольберта с прикрепленными листами формата А2 и заготовками для аппликации кораблик из цветной бумаги (заготовок должно быть по количеству детей в команде). Разделить детей на две команды по пять (можно меньше) человек, построив в две колонны у «старта». Дети по очереди должны добежать до мольберта и приклеить одну деталь. Та команда, которая быстрее выполнила аппликацию, побеждает.
Кот: А теперь пора отправляться дальше. Послушайте, из какой сказки следующий отрывок.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Дети: из “Сказки о мертвой царевне…”
Ведущая: Крепит на карте картинку с изображением Царевны.
Входит персонаж Царевна.
Царевна: Ой, да у нас сегодня гости, здравствуйте, ребята. Вы, наверное, сказки любите, раз к нам в гости пожаловали? У меня есть сундук, в котором хранится один волшебный предмет из сказки А.С. Пушкина. Хотите - покажу?
Ребята, посмотрите, кому из героев сказки принадлежит волшебное говорящее зеркальце (показывает зеркало). Ответы детей. А из какой сказки эта Королева?
Ведущая: Послушайте, как описал поэт волшебное зеркальце в этой сказке.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
говорить оно умело.
C ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила.
Найдите иллюстрацию к этой сказке на нашей выставке.
Царевна: Молодцы, ребята. Давайте поиграем с вами в интересную игру «Зеркало». Сейчас вы все превратитесь в зеркала, а что должно делать зеркало? Правильно, отражать все что «видит». Повторяйте за мной каждое движение.
Под музыку Царевна проводит небольшую разминку.
Ведущая: Спасибо тебе, Царевна, спасибо, Кот Ученый, а нам с ребятами пора возвращаться.
Кот и Царевна, прощаются с ребятами и уходят. Дети садятся на места.
Ведущая: Ребята, вам понравилось путешествие? Я надеюсь, что сказки
А.С. Пушкина навсегда останутся в ваших сердцах.