Кулешова Екатерина Александровна
Тема: «Путешествие по царству звуков»
Цель: учить детей различать звуки [з], [ж]
Задачи:
Коррекционно – образовательные: учить характеризовать звуки [з], [ж]по акустическим и артикуляционным признакам, закреплять понятия гласные и согласные звуки, упражнять детей в различении звуков [з], [ж]в словах, предложениях, учить составлять звуковую схему слов.
Коррекционно – развивающие: развивать общую, мелкую моторику, память, мышление, фонематические процессы, развивать умение составлять предложения.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей умение отвечать на вопросы распространенными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: ИКТ, буквы одного цвета, коробка синего и красного цвета, индивидуальные карточки на каждого ребенка, картинки со звуками [з], [ж].
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в царство звуков.Вспомним, какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные
(Вбегает злой волшебник и путает все буквы)
Логопед: Это же злой волшебник. Он перепутал нам все звуки.Давайте разделим наши звуки. Но сначала вспомним, чем же отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные звуки можно петь. Согласные звуки петь нельзя.
Логопед: Каким цветом обозначаются гласные и согласные звуки?
Дети: Гласные звуки обозначаются красным цветом. Согласные звуки – синим цветом.
Логопед: В красную коробку мы будем складывать буквы, которые обозначают гласные звуки, а в синюю – согласные
2. Встреча с гостями
Логопед: Сегодня в царстве звуков мы встретимся с двумя звуками. Это звук комара. Вы догадались, что это за звук?
Дети: Это звук [з]
Логопед: И звук жука. А что это за звук?
Дети: Это звук [ж]
Демонстрация картинок жука и комара
3. Акустико – артикуляционный образ звуков
Логопед: Когда мы произносим звук [з] губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки и горлышко дрожит. Когда мы произносим звук [ж], губы вытянуты вперед, язычок поднят вверх, за верхние зубы, горлышко дрожит.
Дети произносят эти звуки.
Логопед: Назовем какие эти звуки. Звук [з]какой?
Дети: Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Логопед: Звук [ж] какой?
Дети: Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
4. Развитие фонематического слуха
Логопед: В стране звуков есть слова, среди которых могут быть слова – шпионы. Давайте попробуем найти шпиона в словах жаба, жук, зуб, жадина. Обратите внимание на первые звуки в этих словах.
Дети: Лишнее слово зуб, потому что в нем нет звука [ж]
Логопед: Заяц, зоопарк, журнал, забор.
Дети: Лишнее слово журнал, потому что в нем нет звука [з]
Логопед: Зонт, замок, звезда, жираф
Дети: Лишнее слово жираф, потому что в нем нет звука [з]
5.Физминутка
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке (машут руками)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу (повороты в стороны)
Тихо по ветру качаюсь (махать руками)
Низко-низко наклоняюсь (наклон вниз)
6. Дифференциация звуков [з] и [ж] в словах
Логопед: Нам очень нравится в стране звуков. А вам?
Дети: Да
Логопед: В стране звуков мы встретили двух ребят. Это девочка Зоя и мальчик Женя. Они очень любят подарки. В волшебном мешочке у нас есть подарки.
Логопед: Из мешочка вы вытаскиваете картинку, называете ее, если в этом слове есть звук [ж], то вы дарите ее Жене, а если [з] – то Зое
(предметные картинки: ежи, жаба, лыжи, жираф, мороженое, коза, зубы, ваза, забор, роза)
7. Работа с карточками
Логопед: От Зои и Жени для вас тоже есть подарки. Они вам приготовили слова ЖУК, ЗУБ. Вам нужно составить звуковые схемы этих слов.
Логопед: Сначала сделаем звуковую схему слова ЖУК. Назовем звуки в слове ЖУК
Дети: Ж, у, к.
Логопед: Сколько звуков в слове?
Дети: 3
Логопед: Какой первый звук?
Дети: Ж. Согласный, твердый, обозначается синим цветом
Логопед: Какой второй звук?
Дети: У. Гласный, обозначается красным цветов
Логопед: Какой третий звук?
Дети: К. Согласный, твердый, обозначается синим цветом
Дети выкладывают схему.
Аналогично проводится со словом ЗУБ.
8. Закрепление звуков [з] и [ж]в предложениях
Логопед: А составим предложения с нашими словами ЖУК, ЗУБ.
Над цветком летает жук.
(ответы детей)
9. Итог
Логопед: В какой стране мы сегодня были?
Логопед: С какими звуками встретились сегодня?
Дети: Со звуками [з] и [ж].