Киммель Мария Владимировна
Модель психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи в условиях дошкольной образовательной организации.
М.В. Киммель, г. Челябинск
Ключевые слова:дети раннего возраста, отклонения речевого развития, коммуникативно-речевые компетенции, средства общения, модель психолого-педагогического сопровождения формированиякоммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. произошел качественный поворот в сторону специального образования, что закономерно и необходимо при росте числа детей с особыми образовательными потребностями. При этом ни один раздел в документе не посвящен службе сопровождения детей раннего возраста. Дети от 1 года до 3 лет с отклонениями в развитии, их родители не получают помощи на ранних этапах развития, поскольку служба психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста как государственная система находится в стадии формирования. На данный момент существуют отдельные частные центры, которые оказывают консультативную помощь родителям и проводят коррекционные занятия с детьми, но этого недостаточно, для того, чтобы решить проблему раннего воздействия, как проблему предупреждения развития более тяжелых отклонений.
В ситуации, когда не разработаны государственные программы по работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии, дошкольная образовательная организация, имеющая в штате педагогов с профессиональной подготовкой, может взять на себя обязанности по оказанию специализированной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Именно педагоги знают, каковы реальные возможности детей данной возрастной группы (физические, физиологические, сенсорные, психические, психолингвистические и пр.), из чего складывается их жизненный опыт и представления об окружающем, какие виды деятельности активно формируются у детей раннего возраста на данном возрастном этапе, какие важнейшие механизмы и закономерности развития обеспечивают дальнейшее благополучное продвижение ребенка раннего возраста в образовательном пространстве. Специалисты ДОУ хорошо осведомлены и о том, каков будет процесс дальнейшего развития, если определенные его механизмы будут нарушены.
Инструментом для подобной деятельности, обеспечения полноценных условий развития детей является ФГОС Дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта»). Главная цель образования детей раннего возраста не расходится с целью общего образования. Это постепенная социализация ребенка раннего возраста, введение в мир культуры, созданной человечеством и обеспечение при этом разностороннего развития личности ребенка по всем направлениям (физическое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в специфических для этого возраста видах деятельности.В ФГОС ДО впервые представлен возможный уровень развития детей к 3-м годам жизни как целевой ориентир современного образования в виде набора интегративных физических, психических, личностных, коммуникативных качеств.
При нарушенном ходе развития (в нашем случае это отклонения в овладении речью), если одна из форм общения выпадает из онтогенеза, или происходит остановка на одной из них, ребенок не доходит до последней формы общения, при которой ребенок присвоил все средства общения и успешно применяет их в различных коммуникативных ситуациях. Такой ребенок нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.
Создание условий по формированию коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью можно организовать в рамках дошкольной образовательной организации при ведущей роли педагога, поскольку:
- микросоциальные условия в современной семье полноценно не обеспечивают формирование коммуникативно-речевых компетенций детей, так как родители не всегда придают значения важности общения с детьми в бытовых ситуациях, заменяя процесс говорения с ребенком лишь физиологическим выполнением режимных моментов, просмотром мультфильмов, играми с гаджетами; или родители стилем общения с ребенком выбирают гиперопеку, когда ребенок лишен возможности действовать самостоятельно, сообразно сложившейся ситуации, применяя необходимые средства общения.
- педагоги дошкольного образования владеют профессиональными знаниями о возрастных, психологических, физиологических особенностях детей данной категории; на основе знаний педагоги могут разработать и реализовать модель сопровождения формирования коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, объединив усилия всех субъектов данного процесса: детей, педагогов, родителей, администрации.
На протяжении долгого времени работа с детьми раннего возраста в МБДОУ «Детский сад №307 г. Челябинска» велась бессистемно и в основном сводилась к работе с ними воспитателя в рамках регламента непосредственной образовательной деятельности. Учитель-логопед проводил профилактические осмотры, по результатам которых направлял детей группы риска по ОНР (соматически ослабленные дети, дети с неврологической симптоматикой, дети с сенсорными нарушениями, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др.) на ПМПк Центрального района г. Челябинска.
Принимая во внимание принципы коррекции Р.Е. Левиной, было понятно, что данных мероприятий недостаточно для улучшения показателей сформированности коммуникативно-речевых компетенций, как основы развития личности ребенка в целом.
Педагогическим коллективомДОУ была создана модель психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Ее работа строится на основании следующих принципов:
1) системность – реализуется в процессе психолого-педагогического сопровождения –то есть выявляются имеющиеся отклонения, возможности ребенка раннего возраста, его потенциал, определяющий обходные пути в образовательном процессе.
2) комплексность – проявляется в том, что педагогами, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения);
3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов, методик, подходов, дидактических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);
4) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода посещения образовательной организации.
5) Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьей ребенка раннего возраста. Родители рассматриваются как равноправные субъекты всех видов деятельности, направленных на развитие ребенка.
6) Принцип открытости службы для взаимодействия с учреждениями, службами разной ведомственной принадлежности, оказывающими помощь семьям, имеющим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также со специалистами, работающими в этих учреждениях.
7) Принцип ориентации на индивидуальные положительные особенности развития ребенка, его возможности и способности. Этот принцип не противоречит предыдущему, но дополняет его. Каждый ребенок должен пройти все последовательные этапы психического развития в зависимости от индивидуально-типологических особенностей, способностей, интересов, а также и трудностей.
8) Принцип создания специально организованной педагогической среды воспитания и развития ребенка, соответствующей его особенностям, потребностям и способствующей развитию потенциальных возможностей ребенка.
Результатами внедрения модели психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста с отклонениями овладения речью стали:
- Создание нормативно-правовой базы по развитию детей раннего возраста;
- Раннее выявление отклонений в развитии детей раннего возраста;
- Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей по вопросам формирования коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста;
- Своевременное устранение выявленных проблем по формированию коммуникативно-речевых компетенций у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью, с целью овладения способами усвоения общественного опыта (подражанием, умением работать по показу, образцу, речевой инструкции), а также усвоения способности применять средства общения в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Данная работа с детьми раннего возраста способствует в дальнейшем овладению ребенком «правильной речью», как средством общения и культуры. Способствует развитию активного словаря, формированию грамматически правильной связной речи, развитию звуковой и интонационной культуры, развитию речевого творчества. Развитие речи является основой всех психических процессов и формирования личности в целом.