Харитонова Райхана Тимиршановна
Статья на тему: « Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей».
Работу выполнила: воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №11 "Планета детства" Менделеевского муниципального района РТ
Харитонова Райхана Тимиршановна
Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольному условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика были роль руки. Указывающие, очерчивающие, оборонительные и другие руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь. Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.
Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций. Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры- упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, «Почтовый ящик» и т.д.), пальчиковые игры, технику М. Монтессори, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки, доски Сегена и др.).
Не каждый взрослый ждет, пока ребёнок самостоятельно зашнуруют ботинки или застегнёт все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок на шнурках ботинки на липучках, вместо рубашки – кофточку на молнии. Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль. Проблема в следующем, затруднена речь, нет чёткого произношении слов, в словах переставляются слоги или буквы – выход один: развитие мелкой моторики рук ребенка, т.е. пальчиков.Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.
Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.
Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он сможет усилить контроль над своими движениями.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другой. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.
Каждое занятие имеет своё название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.
РАЗМИНКА
Ты, утёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.
( Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно
использовать резиновые игрушки)
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
( Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой).
ШАРИК
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щёчки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и играй!
( Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.
Мы используем такие упражнения: «Замок». 1- ладони вместе, 2 – пальцы соединяются в замок. «лиса крадется»: все пальцы медленно шагает по столу вперед. 2 – «заяц убегает»: перебирая пальцами рук быстро движется назад. «Паук». Согнутые пальцы медленно перебираются по столу. «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе. «Счет до четырех». Большой палец поочередно соединяется со всеми остальными. С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев.
Содержание пальчиковой игры – взаимоотношения детей во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуются основная функция данного вида игры – подготовка к серьезной жизни в этом мире путем развития мелкой моторики речи. Пальчиковая гимнастика игра – средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их правильно играть, заинтересовывать.
В ранние, дошкольные годы ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, в котором формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребёнка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами. Которые ещё не стали повседневными.
То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков. Является для него большим достижением. Вследствие этого пальчиковые действия переходят в игровой план: ребёнок начинает раз за разам повторять и совершенствовать движения рук. Играя пальчиками, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственностью, действенности и эмоциональности.
Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять движения за взрослыми.
Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Подобная тренировка в игровой форме позволяет ускорить созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, а это для маленького ребёнка не маленький срок.
В.А.Сухомолинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает окружающий мир.
В ходе эволюции развитие функций рук и речи у людей шло параллельно в непосредственном взаимодействий. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы непосредственно руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга. Это подтверждает то факт, что территория проекции кисти и особенно большого пальца в коре головного мозга имеет почти такую же протяженность, как проекция всего тела человека.
Учёными доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены, и соответствуют его возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребёнок отстает в развитии движений пальцев, то и задерживается и в речевом развитии. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи у ребёнка происходит род влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому формирование правильной устной речи ребёнка происходит тогда, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.
Цель нашей работы. Формирование правильной речи ребёнка посредством использования пальчиковой гимнастики в педагогическом процессе. Нам важно познакомить детей с новыми пальчиковыми играми, обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, развивать речь детей, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание, память, мышление детей.
В своей работе я использую пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах. При проведений утренней гимнастики включаю в неё элементы пальчиковой гимнастики. На занятиях по развитию речи включаю элементы пальчиковой гимнастики.
Можно использовать пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени. Принципы работы:
Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитий мелкой моторики рук.
Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.
Принцип доступности предлагаемого материала – соответствие возрастным особенностям детей. Не просто утомлять малыша сложными играми, нужно выполнять простые упражнения-игры. Они могут сопровождаться стихотворениями, песнями, потяшками.
Принцип систематичности о последовательности в приобретении знаний и умений. При систематических занятиях происходит быстрое улучшение не только качества речи. Но и мышления ребёнка.
Принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным.
Принцип личностно-ориентированный подход к детям – работать, как с группой детей так и индивидуально.
Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых позволяет укреплять здоровье ребёнка.
Используем наглядный метод работы – показ детям, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики. Мы проговариваем потешки, стихотворения при проведении пальчиковой гимнастики. Мы ожидаем улучшение качества речи детей, развитие мелкой моторики рук. Развития таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание. Развитие эмоциональной сферы детей.
Проведенные упражнения на первый взгляд довольно просты, но именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.
Потешка «Замок». На двери висит замок. Ручки складывается в замок. Переплетая пальцы. Читая стишок. Ритмично, раскачиваете замок.
Постучала. На этом слове ритмично постукиваете друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы покрутили. Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули. Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
Паучок ползет опять. Действия аналогичны первоначальным.
А за ни ползут все детки «Паучки» ползают по голове.
Чтобы погулять по ветке.
Литература:
1. Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.-320с.
2. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками/ Е.Н.Борисова. – Издание 2-е, переработанное. – М.: Глобус: Волгоград: Панорама, 2009. – 144с.