Гостяева Светлана Евгеньевна
Скачать документ: Модель взаимодействия - Гостяева С.Е..docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 45
Подготовила:
старший воспитатель Выс. кв. кат.
Гостяева С. Е
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Целью взаимодействия является создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника с ОВЗ, через организацию взаимодействия МБДОУ с каждой семьей.Задачи:
1. Создание документационного обеспечения взаимодействия МБДОУ и семьи на основе законодательных актов федерального, регионального и муниципального уровня.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
3. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
4. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий.
5. Планирование и реализация психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.
6. Внедрение эффективных технологий сотрудничества МБДОУ с семьями в практику психолого-педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Психолого-педагогическими и социальными условиями организации эффективного взаимодействия являются:
установление интересов каждого из партнеров; согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;
совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);
выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование); владение педагогами методами обучения родителей;
использование образовательного и творческого потенциала социума;
использование активных форм и методов общения;
обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и МБДОУ.
Организация процесса взаимодействия основана на принципах:
· значимость социального партнерства для каждой из сторон;
· единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;
· равноправие и равноответственность родителей и педагогов;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· открытость и добровольность;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.
Основными направлениями взаимодействия с учетом запросов и потребностей каждой из сторон являются:
1. Информационно-аналитическое направление.
Цель: сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы МБДОУ.
2. Практическое направление:
Цель: повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс МБДОУ.
3. Контрольно-оценочное направление.
Цель: анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами дошкольного учреждения. Этапы создания единого образовательного пространства:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации взаимодействия семьи и МБДОУ.
Проведение методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросу взаимодействия с родителями воспитанников на основе социального партнерства.
Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия детского сада и семьи.
Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы МБДОУ. Выявление запросов, потребностей и ожиданий обеих сторон в вопросах воспитания и обучения.
Согласование взглядов на цели, средства и методы воспитания.
Рассмотрение вопросов, связанных с выработкой единых подходов в организации условий успешного развития ребенка.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально- организованных мероприятий (праздников, консультаций, совместного просмотра театрализованной деятельности и т.д.).
Проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей с использованием активных форм и методов общения.
Вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ, привлечение родительской общественности к активному участию в деятельности МБДОУ. Включение инновационных форм и методов в деятельность коллектива МБДОУ по взаимодействию с семьей.
3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП:
Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые
проводятся педагогами дошкольного учреждения.
Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.
Анализ документационного обеспечения процесса взаимодействия с родителями на основе социального партнерства (плана деятельности МБДОУ, календарных планов воспитательно - образовательной работы педагогов, планов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, протоколов родительских собраний). Корректировка документационного обеспечения процесса взаимодействия с семьями воспитанников, плана повышения профессиональной компетентности педагогов на основе проведенного анализа. Конечным результатом реализации данной модели является единое образовательное пространство «детский сад - семья», обеспечивающее целостное развитие личности дошкольника.
Планируемые результаты сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников:
Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности;
Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
|
Взаимодействие семьи и детского сада является очень важным звеном в воспитании ребёнка, так как главное место в воспитании детей отводится семье. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Существует много форм организации работы с родителями:
· родительские собрания,
· информационные папки-передвижки,
· анкетирование и др.
Наряду с традиционными формами всё большее применение находят и нетрадиционные формы:
· творческие выставки,
· совместные праздники и досуги,
· проектная деятельность.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является необходимым условием для осуществления комплексного подхода к детям с нарушением зрения.
В настоящее время очень большой поток информации, получаемый через телевидение, СМИ, интернет, книги привёл к тому, что многие родители обладают большими познаниями в воспитании и образовании детей дошкольного возраста, но, к сожалению, эти знания бессистемны, и не всегда применяются в соответствии с возрастом ребёнка и его возможностями. Тем более, большинство родителей не осведомлены о структуре коррекционного образования и не понимают возможностей коррекционно-развивающей среды.
Исходя из выше сказанного, мы выделили три направления в работе с родителями:
- обучение родителей соблюдению офтальмологических рекомендаций (знание родителями диагноза ребёнка, особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения, умение подбирать зрительную нагрузку, организовывать рабочее место и место для игр в зависимости от диагноза ребёнка);
- повышение педагогической компетенции родителей (педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми);
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания детей с нарушением зрения.
следует отметить, лечебно-коррекционный процесс невозможен без участия родителей и своевременной работы с семьей. Ведь только совместными усилиями можно добиться хороших результатов в воспитании, обучении и коррекции зрительных функций каждого ребенка.
Чтобы определить пути взаимодействия с семей ребенка необходимо, в первую очередь, определить отношения родителей к своему ребенку, к его зрительному диагнозу.
Некоторые родители, когда узнают о затруднениях и проблемах в развитии ребенка, испытывают страх за будущее ребенка: Каким он будет? Как его воспитывать? Будет ли он выделяться из массы других детей? В соответствии с этим определяются и прорабатываются формы работы, направленные на создание эмоционально-психологического комфорта семьи и, в частности ребенка.
Другая непосредственная реакция- это отрицание «Не может быть!» Несмотря на заключения специалистов о зрительном диагнозе, родители упускают драгоценное время для развития и коррекции зрения. С учетом таких позиций разработаны формы и методы работы с семьей, направленные на осознание того, что если ребенку создать своевременно все необходимые условия для его развития, то зрительный дефект может быть сведен до минимума, не имея отклонений вторичного порядка.
Задача нашего коллектива:
Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, знакомя их с особенностями развития ребенка, имеющего нарушения зрения, помогая им выбрать рациональный путь воспитания его личности и устранения отрицательных проявлений в ее формировании, обучая их использованию методов, специальных способов и приемов воспитания и обучения детей с нарушением зрения.
Хочется отметить, что результат всех направлений, которые мы используем, зависит от заинтересованности и активности каждого родителя, поэтому большинство форм содержит практическую направленность. Проводятся групповые консультации с использованием обмена опытом семейного воспитания, а также наглядный показ содержания коррекционно-воспитательной работы и ее практических способов и приемов.
Семинар –практикум, где родители знакомятся с особенностями психофизического развития детей, получают информацию о проводимых всеми специалистами коррекционных занятий. Родителям рекомендуются коррекционные игры для занятий дома, предлагаются просмотры фрагментов коррекционных занятий. Обращается внимание на то, что только совместная работа офтальмолога, тифлопедагога, психолога, учителя - логопеда, воспитателей и родителей, умелое сочетание воспитательных мероприятий слечебно-восстановительными создадут благоприятные условия для развития зрительной системы детей.
В нашей работе широко используем индивидуальное консультирование, которое позволяет непосредственно осуществлять контакт специалистов и родителей. Большой «размах» индивидуальных различий в психическом развитии детей определяет необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к их воспитанию и обучению. По мере необходимости родители могут встретиться с любым специалистом и вместе с ним разрешить возникшие проблемы, получив ответы на волнующие вопросы. Мы стремимся, чтобы родители видели в нас не только специалистов-консультантов, но и доброжелательных советчиков, заинтересованных в воспитании и обучении их ребенка.
Хочется подвести итоги вышесказанного: Только благодаря совместным усилиям детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в лечебно-коррекционной работе, после которой ребенок сможет максимально адаптироваться в окружающем мире в своей дальнейшей жизни.