Георгиевская Людмила Борисовна 2
Скачать документ: Доклад - Гергиевская Л.Б..docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №45
г.о. Химки
Доклад
«Особенности наглядно-демонстрационного материала
в работе с детьми с нарушением зрения».
Подготовила
учитель-дефектолог(тифлопедагог) Iкв.кат.
Георгиевская Л.Б
Особенности наглядно-демонстрационного материала
в работе с детьми с нарушением зрения.
Восприятие наглядного материала детьми с нарушением зрения имеет ряд особенностей, связанных с различной степенью зрительной патологии и остротой зрения. В отличие от нормально видящих детей у слабовидящих дошкольников процесс зрительного восприятия протекает более в замедленном темпе, по сравнению с нормой.
Дети с глубоким нарушением зрения затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают схожие по форме, или цвету изображения. У слабовидящих дошкольников нарушено восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены.
В процессе коррекционно-педагогической работы детям с низкой остротой зрения дается больше времени на обследование и рассматривание предметов и объектов, на поставленные вопросы, для них создаются условия для лучшего зрительного восприятия того или иного объекта или изображения, различения их по цвету, форме, величине и местоположению.
В коррекционном обучении детей с нарушением зрения использование зрительной наглядности приобретает особо важное значение, и способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире, об изучаемых предметах и явлениях позволяет расширить объем их познавательной информации.
Специалистами нашего ДОУ при содействии врача-офтальмолога были разработаны требования, которые необходимо выполнять при демонстрации стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения:
- материал может состоять из реальных объектов, плоскостных и объемных
форм,изображений на карточках и листах бумаги и плакатах, как контурного, так и силуэтного изображения;
- преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов (эти цвета являются стимулирующими и лучше воспринимаются при различных зрительных патологиях);
- контрастность объектов и изображений по отношению к фону должна быть
от 60 до 100%;
- соблюдение пропорций по величине в соответствии с соотношениями
реальных объектов;
- фон должен быть разгружен от лишних деталей;
- образцы работ, предлагаемые детям педагогами, должны быть большего
размера, чем раздаточный материал.
- объект, предмет или изображение должны быть без бликов и лишних деталей;
- для близоруких детей предпочтительней темный фон и светлый объект, а
для дальнозорких – наоборот.
Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью, как правило, не отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. Нашим педагогам приходится пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих детей. В таких случаях изобразительную наглядность необходимо адаптировать.
Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее:
- четкое выделение общего контура изображения и главного в изображении;
- усиление цветового контраста изображения;
- уменьшение количества второстепенных деталей;
- выделение в многоплановых сюжетных изображениях переднего, среднего
и заднего планов.
Часто педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения, самим приходиться изготавливать изобразительную наглядность. При этом им необходимо учитывать:
- возраст детей и имеющиеся у них представления об изображенном
предмете и явлении (наглядность должна быть доступной пониманию
детей и соответствовать их интересам);
- смысловое содержание и четкость изображения (от этого зависит
успешность его восприятия и осмысления детьми);
- уделять особое внимание точной передаче формы изображенных
предметов, как одной из информативных характеристик (при
необходимости форму предмета выделять с помощью контура);
- точно передавать строение предмета, пространственное расположение его
частей и их пропорциональное соотношение;
- правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.
Демонстрацию наглядности дошкольникам с нарушением зрения педагоги должны сопровождать четким и доступным пониманию детей данной категории описанием предметов, действий и явлений.