Денисова Ольга Михайловна
Презентация "Духовно-нравственное воспитание в работе дошкольных педагогов".docx
Текстовой материал к презентации.docx
Духовно-нравственное воспитание в работе педагогов
МДОУ ЦРР – детский сад №48 Истринского муниципального района
Подготовила заместитель заведующего Денисова Ольга Михайловна
Свое выступление я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков.
Мы, педагоги детского сада №48, также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2016 – 2017 учебный год является: «Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности».
Решаем мы эту задачу посредством образовательной деятельности, игровой деятельности в ходе различных мероприятий, формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада.
Поделюсь с вами опытом наших педагогов по этой теме.
И начать я хочу с игр, значение которых в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Воспитываем чувства уважения и гордости у детей используя дидактические игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку».
Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору.
Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. И именно поэтому знакомство с русским фольклором происходит сразу, как только ребёнок попадает в детский сад: ему читают потешки, песенки, колыбельные, фольклорные стишки. Далее в старших группах приобщения детей к устному народному творчеству идёт через волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы. Этот материал даётся в НОД.
Великое счастье, что в нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба». Там ребёнок впервые осознаёт понятия «история», «традиции», «наше прошлое». Дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков, историей района. Но во всех группах есть уголки по нравственно-патриотическому воспитанию.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «День матери»; зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица), «Пасха».
Дети вместе со взрослыми (т.к. на праздники мы приглашаем родителей) исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками.
Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства (работы кружка «Дорогою добра» руководитель Н.А.Скоробогатова).
Также мы знакомим детей с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего города.
И ещё хочется сказать об одной проблеме. Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.
Мы используем очень разнообразные формы работы с родителями:
*родительские собрания на духовно-нравственные темы;
*открытые показы воспитательно-образовательного процесса («Дни открытых дверей»)
*проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
*анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
*индивидуальные консультации специалистов;
*наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
*совместные с родителями праздники, спектакли;
И в заключении, мне хочется сказать несколько красивых и в то же время весомых фраз:
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.