Чуринова Наталья Анатольевна
Скачать документ: Доклад - Чуринова.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45
Доклад
Тема: « Специфика обучения детей 3-4 лет с нарушением зренияизобразительной деятельности»
Подготовила воспитатель Чуринова Н. А.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование – основные виды изобразительной деятельности, посредством которых дети образно отражают окружающую действительность. Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
Дети с нарушением зрения могут выполнять многие работы изобразительного характера, но достижение успеха возможно при выполнении следующих условий:
- учет офтальмологических данных;
- выбор соответствующего вида работы;
- требования к демонстрационному и раздаточному материалу.
С первых занятий очень важно поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности, независимо от состояния, степени подготовленности, способностей.
Задачи по изобразительной деятельности в детском саду для детей с нарушением зрения расширены, по сравнению с детским садом для детей с нормальным развитием:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки.
3. Закреплять умение фиксировать взор.
4. Учить, правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности.
5. Развивать умение правильно передавать форму предметов, цвет, величину.
6. Развивать пространственное представление детей.
7. Закреплять знания основных цветов.
8. Связь с лечебно – коррекционной работой, так как навыки, полученные в изобразительной деятельности, необходимы в работе детей на аппаратах.
Поскольку имеются различия в задачах, то и методика изобразительной деятельности также отличается. Для детей с нарушением зрения характерна обедненностьв рисовании, лепке и аппликации, из – занедостаточности зрительной информации. Детям надо больше времени для рассмотрения предмета, т.е. у ребенка плохо развит зрительный образ (он не представляет детально тот предмет, который должен нарисовать и слепить). Поэтому интерес к изобразительной деятельности часто отсутствует.
Изобразительная деятельность используется как средство коррекции всей личности, в том числе и недостатков зрительного образа и предметной деятельности. Без специальной целенаправленной коррекционной работы обучить детей изображению предметов удается только в отдельных случаях.
В этой связи особую значимость, особенно в возрасте 3-4 лет, приобретает предварительная работа, т.е. обучение процессу обследования предмета. Ребенок должен четко понять строение объекта или предмета, уметь разложить его на составные части. Педагог учит анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов – прежде всего формы основных деталей, цвета каждой детали. Особое внимание уделяется величине.
Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства. Нарушение бинокулярного видения осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей предметов. У таких детей также наблюдаются сложности видения объемности предметов, соотношения расстояния, определенного местоположения и взаимоотношения между предметами.
В предварительной работе по изодеятельности с детьми педагоги часто используют фланелеграф или обучающий центр:на них можно выкладывать предмет для дальнейшего изображения, например, пирамиду, дом, цыпленка и т.д. из основных деталей. Ребенок видит форму каждой детали и показывает их. Далее дети должны обвести пальцем деталь и основную форму, прорисовать общую форму в воздухе, проследить глазами.
Организация занятия с детьми с нарушением зрения требует от педагога большого внимания. Рассаживать детей следует, учитывая их зрительный диагноз, остроту зрения и окклюзию: на первые столы – страдающие амблиопией и расходящимся косоглазием, за последние – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием. Детям с монокулярным зрением полезно рисовать на мольберте, или доске, это способствует выравниванию взора.
В младшей группе на рисовании и аппликации допускается использование трафаретов, т. е обведение по внутреннему контуру и обучение раскрашиванию предмета. Трафарет используется на первых этапах, потому что зрительная недостаточность не дает возможности сразу правильно передать форму. Трафарет помогает приблизить изображение к предмету. Применять трафарет надо до тех пор, пока дети не смогут без него обходиться.
На отдельных этапах обучения при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентировки возможно применение шаблонов и обводок.
Работа с трафаретом помогает руке слабовидящего ребенка быстрее “запомнить” форму линии и одновременно правильно отобрать необходимое движение, избегая возникновения возможных ошибок. Особенно это касается таких сложных форм, как круг и овал, которые требуют сложной манипуляциируки и четко отработанного навыка движения. И только по мере усвоения этого навыка на уровне “автоматизма” можно предложить слабовидящему ребенку самостоятельно повторить это движение на бумаге и в процессе лепки.
На протяжении обучения рисованию, лепке и аппликации идёт уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений, формирование способов обследования.
При формировании навыков выполнение задания следует организовывать индивидуальную работу с учётом возможностей каждого ребёнка, его зрительного диагноза и общего развития.
При переходе ребенка к работе на листе бумаги и в процессе лепки педагогу необходимо обращать его внимание на ощущения руки (как рука поворачивается, в каком месте и при каком положении ей легче выполнять манипуляции), а также следить за качеством выполнения работы.
При обучении детей 3-4 лет рисованию, лепки, аппликации необходимо использовать прием сравнения. При сравнении двух форм появляется возможность более четко и наглядно увидеть различия между ними. Нормально видящий ребенок может вспомнить и представить ранее увиденное. Слабовидящие дети 3-4 лет часто испытывают затруднения, т.к. патология зрения оказывает негативное влияние на процессы восприятия и представления. Используя прием сравнения, ребенок с нарушением зрения переносит форму на лист бумаги (в процессе рисования, аппликации и лепки), изучает ее свойства, содержание, индивидуальность и таким образом достигает качественного результата.
На следующем этапе ребенок может перейти к самостоятельному изображению предмета.
Необходимым условием обучения слабовидящего ребенка является использование словесного метода.
Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер. Поэтому полезно сопровождать показ способа действия четким объяснением. Слово может оказывать и регулирующее действие, помогает фиксировать внимание, уточняет и конкретизирует понятия, пропорциональные отношения, размеры, особенности форм и т.д. Слово для слабовидящего ребенка - это эмоциональное восприятие предметов окружающего мира.
Взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности прослеживается в повторе одной и той же темы в занятиях по лепке, аппликации и рисованию. Это позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения.