Бердыбекова Маргарита Закировна
Скачать материал: Как дикие животные к зиме готовятс1.docx
Тема: «Как дикие животные к зиме готовятся»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет).
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению в процессе ознакомления с сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Обучающие: Создать условия, чтобы познакомить детей с особенностями; подготовки диких животных к зиме; образе жизни, питании, жилищах.
Развивающие: развивать способности самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: воспитывать заботливое и доброжелательное отношение
Планируемые результаты:
- Умеет отгадывать загадки о диких животных, об их жизнедеятельности поздней осенью. Делает предположения, делится увиденным со сверстниками.
- Выстраивает простые логические цепочки.
- Знает, что некоторые животные спят зимой, а некоторые живут в лесу в своих домиках. Стал более раскрепощен и самостоятелен.
- С заботой относится к животным.
Организация среды для проведения занятия:
Литературный ряд: Загадки о диких животных.
Изобразительный ряд: Ёлочки поставлены в крестовины -3 шт.; дерево осеннего леса, которая трансформируется в дерево зимнего леса -1 шт.; грибочки, листочки, марля белая; корзина.
Музыкальный ряд: Ритмические движения под музыку «На полянке зайки танцевали»:
Материалы и оборудование:
Картина «Поздняя осень»; конверт с письмом; картинки белочки серой и рыжей; лисы, зайца в серой и белой шубке; ежа, медведя в берлоге. Магнитофон.
Ход занятия.
I вводная часть. Организационный момент. Введение в тему
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
Самомассаж.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем весело играть и даже отправимся в путешествие. Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми! Нам с вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.
— С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)
— С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)
— С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья носа)
— С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз)
— С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)
— С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).
Молодцы ребята, проходите, садитесь на стульчики.
В.: Ой, ребята! (вынимает конверт из-за двери) Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт,
Большой и жёлтый,
Как же нас, конверт,
Нашёл ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберёмся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей?
Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишут лисы,
Пишут белки,
Пишут зайцы,
Ждём вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем,
Веселей мы будем жить!
В.: Ну, что, ребята, пойдём в гости к лесным жителям? (ответы детей). Давайте сначала узнаем, что изменилось в природе.
II основная часть
Ребята - какое сейчас время года? (выставляется картина?)
Д.: Осень.
В.: Правильно, осень. Осень бывает ранняя и поздняя. Сейчас к нам пришла поздняя осень.
- А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе еду (пищу).
А где мы можем увидеть диких животных? Где они все обитают? В лесу.
Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес, и посмотрим, как звери готовятся к зиме.
Пойдем ребята в лес? Встали ребята друг за другом. Звучит музыка.
В.: Ну что в путь!
В лес отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем . Ходят «змейкой» между
Друг за дружкою гуськом, «кочками».
На носочки встали Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом.
Мы на кочки наступаем.
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. Дети маршируют
В.: Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу, посмотрите как красиво вокруг. Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу? В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно напугать лесных жителей.
Молодцы ребята, теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу
Давайте мы тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим (подходят к первой картине). Ребята, отгадайте загадку, тогда узнаете, кто нам первый встретится!
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: Белка.
В.: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?
Дети: В дупле.
В.: А вы знаете, как готовится к зиме белка? Расскажите.
Дети: Белка делает запасы на зиму. Складывает в своё дупло шишки, орехи, грибы. Белка осенью меняет рыжую шубку на серую шубку.
В.: Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?
Д.: Чтобы её было трудно заметить на деревьях.
В.: Так белка спасается от животных, которые могут ее поймать (показывает модель «Почему белка линяет»). Посмотрите, ребята, это волшебное дерево, с одной стороны оно осеннее, а с другой стороны зимнее дерево. А вот – 2 белочки. Чем они отличаются?
Д.: одна белочка серая, поменяла шёрстку, а другая осталась рыжей.
В.: верно, одна белочка поменяла свою шубку на серую, а другая – не захотела. Давайте посмотрим, какая белочка будет заметнее в лесу: серая или рыжая? (демонстрирует модель, дети приходят к выводу, что белочка в серой шубке более незаметна, чем в рыжей).
В.: А теперь, ребята, давайте поможем белочке. Соберем ей в подарок грибы в корзину. Походите по лесу и принесите по одному съедобному грибу. Дети выполняют задание.
В.: спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой будет чем питаться. До свиданья белочка.
В.: Посмотрите к нам кто –то тихонько подкрался?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это рыжая …….. ………
Д.: лиса.
В.: Молодцы! Как же лиса готовится к зиме? Она тоже осенью линяет. У лисы вырастает очень теплая и пушистая шерстка. Посмотрите, меняет ли лиса цвет шерсти?
Д.: Нет, она зимой остаётся рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться. Она сама охотница.
В.: Смотрите, а кто там сидит на полянке (пенечке)? (Послушайте загадку)
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
Д.: Заяц.
В.: верно, молодцы! Заяц тоже осенью готовится к зиме. Но он не делает запасы, как белка. Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызёт кору деревьев зимой. Меняет летнюю шубку на зимнюю, она не только теплая, но и другого цвета, какого?
Дети: белого.
В.: А почему белого?
Д.: Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.
В.: Вот посмотрите, снова зимнее дерево (воспитатель показывает модель «Почему заяц линяет».) А вот, 2 зайчика – серый, который не захотел менять свою шубку, и белый, который полинял. Давайте посмотрим, какой из этих зайчиков будет в лесу зимой незаметнее (демонстрирует модель, дети приходят к выводу, что в лесу незаметнее белый заяц).
В.: Ребята давайте вместе с зайцем немного поиграем!
Ритмические движения под музыку. «На полянке зайки танцевали».
В.: Кто-то косолапый, по лесу идет.
И мохнатой лапой, он кору дерет.
Д.: Медведь!
В.: Правильно. Как же медведь готовится к зиме? Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он засыпает – впадает в спячку. А где он спит всю зиму?
Д.: В берлоге.
В.: Верно в берлоге, он натаскивает в берлогу сухих веток мха, еловых веток. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло. А теперь, ребята, вспоминайте, кто еще, кроме медведя в лесу впадает в спячку? Отгадайте загадку:
Это кто у нас шуршит
И забавно так фырчит,
Весь в иголках, не возьмешь?
Кто же это, дети?
Д.: Еж.
В.: вспомнили! Ёжик по-своему готовится к зиме. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иголочки. А зачем он это делает?
Дети: ёжик понесёт листочки к себе в норку и устелет свою постельку.
В: делает ли ёжик запасы на зиму?
Дети: нет, потому что он будет спать до самой весны.
В.: правильно. Он, также как медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку.
В.: Вот и подошло к концу наше путешествие по осеннему лесу, теперь нам пора возвращаться в д/сад!
В: Подойдите все ко мне.
А теперь все дружно встали друг за другом, ровным кругом.
Раз, два, три, четыре, пять, ни кого не обгонять!
IIIЗаключительная часть. Рефлексия.
В.: Понравилось ли вам наше путешествие в осенний лес?
(ответы детей)
В.: Каких зверей мы встретили? (ответы детей)
В.: Ну, а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку?
-А кто делает запасы?
-А зачем белка и заяц меняют цвет своей шерсти?
-Почему лиса этого не делает?
Ай да молодцы, всё запомнили! Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. Мы стали друзьями зверей!
Ой, ребята! Белочка в благодарность за то, что вы собирали для нее грибочки, принесла нам подарок из леса! А подарок конфеты от белочки (В. Раздает детям конфеты).