Баранова Татьяна Андреевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Академия пешеходных наук»
Из опыта работы
воспитателя Барановой Т.А.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
на тему «Академия пешеходных наук»
Возраст:старший возраст, дети 5-6 лет
Вид НОД:викторина для детей
Формы организации:коллективная, индивидуальная
Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице; обобщить знания детей о правилах дорожного движения.
Образовательные задачи:
обучающие: расширять знания детей о транспорте, о видах транспорта; уточнить знания о правилах пользования общественным транспортом; совершенствовать знания об опасностях, которые ждут детей на улице;закреплять знания о сигналах светофора; совершенствовать умения у детей применять полученные знания о Правилах дорожного движения в играх.
развивающие: повторить правила поведения на улице; умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам; логическое мышление, умение доказывать свое предположение.
воспитательные: воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им; воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и умение внимательно слушать не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы; чтение произведений художественного слова; отгадывание загадок, заучивание стихов; рассматривание иллюстративного материала; подвижные, сюжетно-ролевые игры, викторины.
Словарная работа: жезл, «зебра», знаки приоритета, участники дорожного движения.
Планируемый результат: учить сравнивать, выделять главное, существенное; развивать умение группировать предметы; воспитывать устойчивое внимание; совершенствовать слуховое восприятие, расширять активный словарь; выработать положительные навыки поведения.
Средства и оборудование: костюм светофора; макет поселка; картинки с изображением дорожных знаков; пирамидки трех цветов; картинки с изображением различного вида транспорта.
Ход НОД
- Вводная часть
Организационный момент: предлагаю детям встать в круг, чтобы хорошо видеть дуг друга. Рядом стоящему ребенку даю в руки знак «Дети» и предлагаю передать его рядом стоящему, сказав при этом о том, что он желает другу при движении по улице (будь внимателен, смотри по сторонам, иди по пешеходному переходу, оставайся живым, машина быстро не остановится.не нарушай правила и т.д.)
Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы пройдем обучение в Академии дорожных знатоков. Сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно.У нас большой, красивый поселок с широкими улицами. По проезжей части шоссе движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи и автобусы, троллейбусы. И никто никому не мешает. Почему?
Дети: потому что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.
Воспитатель: Как называются эти правила?
Дети: Правила дорожного движения.
Воспитатель:
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
- Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались узнать, как хорошо вы знаете правила дорожного движения, умеете ли вести себя на улице.
-Ребята посмотрите сюда внимательно, здесь у нас фотография улиц нашего поселка (демонстрирую детям фото улиц поселка).
- Прежде всего, что такое улица?
(дорога вдоль которой стоят дома)
- А что такое дорога?
(полоска земли, по которой движется транспорт, ее покрывают асфальтом, вдоль дороги стоят дорожные знаки)
Воспитатель: - А где по улице движется автомобиль? (по проезжей части)
Воспитатель: Из каких частей состоит дорога?
(проезжая часть, тротуар, трамвайные пути, обочина).
Воспитатель: Для чего предназначена проезжая часть?(по ней едут различные транспортные средства).
Воспитатель: Ребята, какие виды транспорта вы знаете? Давайте перечислим.
(водный, воздушный, наземный).
Воспитатель: Какой транспорт относится к водному транспорту?
(теплоходы, пароход, метеор, катер, корабли).
Воспитатель: -Какой транспорт относится к воздушному?
(самолет, вертолет, лайнер, ракета).
Воспитатель: -Какой транспорт относится к наземному транспорту?
(автобус, трамвай, троллейбус, легковые машины, грузовые машины).
Воспитатель: Разные виды транспорта можно увидеть на дорогах нашего города.
Задавая детям вопросы, при ответе каждому предлагаю выставить на мольберт картинку, соответствующую виду транспорта.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру (с мячом) «Что лишнее».
Я буду называть виды транспорта. Нужно внимательно послушать и сказать что здесь лишнее, и почему. (Здесь лишним является самолет, потому что остальные автомобили относятся к водному транспорту)
- Если мы ходим по улице мы – пешеходы, если мы едем в транспорте – мы пассажиры, если вы катаетесь на велосипеде, значит вы водители детского транспорта. Что же получается? Мы с вами должны знать все правила для пешеходов, пассажиров и для водителей детского транспорта.
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Воспитатель: - Ребята, расскажите нам, как надо вести себя в общественном транспорте.
(войти в транспорт спокойно, не бегать, не толкая других. В транспорте не играть, мешая другим; если есть место сесть или усадить маму и сесть ей на колени; если нет место, нужно удобно встать и крепко держаться; нельзя высовываться из окон, высовывать руки.
Воспитатель: - А вы знаете где нужно ожидать транспорт?
(на специальных остановках).
Дидактическая игра «Разрешается или запрещается».
Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается».
Идти толпой по тротуару …..(запрещается)
Перебегать дорогу….. (запрещается)
Выбегать на проезжую часть…. (запрещается)
Переходить дорогу на зелёный сигнал светофора…. (разрешается)
Идти по левой стороне тротуара….. (запрещается)
Переходить дорогу через подземный переход…. (разрещается0
Высовывать руку из окна общественного транспорта ….. (запрещается)
Уважать правила дорожного движения ….. (разрешается)
Воспитатель: Вижу, правила вы хорошо знаете, молодцы.
Игровая ситуация «Пешеходный переход»
Воспитатель: -А теперь давайте поиграем.
Дети переходят дорогу по «пешеходному переходу» и по сигналу светофора.
Ситуация предлагается следующая:
Переходя через дорогу:
Смотрят в телефон
Бегут
В наушниках
Смотрят налево, затем направо.
Играют в мяч:
Идут, держа за руку взрослого дерутся
Воспитатель: -А как называется та часть улицы, которая предназначена для пешеходов?(тротуар).
Воспитатель:-Где разрешается переходить улицу? (по светофору, по пешеходному переходу).
Воспитатель: -Как определить, где находится пешеходный переход?
(на дороге – полоски и знак «Пешеходный переход»)
Воспитатель: - Как регулируется движение на улице?
(светофором, регулировщиком).
Воспитатель: Какие сигналы светофора вы знаете?
(красный, жёлтый и зелёный).
Воспитатель: Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы?
(пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара).
Воспитатель: На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
(а зеленый).
Воспитатель: Можно ли по тротуару бегать, прыгать?
(нет, нужно ходить спокойно, так как можно наткнуться на какие – либо препятствия и оказаться на проезжей части).
Воспитатель: Если вы встретите на тротуаре друзей, и вам хочется поговорить, поиграть, как вы поступить в этой ситуации?
(ходить группой по тротуару нельзя – это мешает другим пешеходам, с друзьями нужно отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим).
Воспитатель: Как нужно переходить дорогу?
(спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате).
Воспитатель: Какие пешеходные переходы вы знаете?
(подземный, наземный, надземный).
Воспитатель: Что делать, если мяч выкатился на дорогу?
(попросить взрослого достать его).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Ловкий пешеход»
Ход игры: «Пешеходы» по очереди переходят проезжую часть. Перейти – значит бросить мяч в зеленый круг светофора, если попал в красное окно – выбывает из игры, а если попал в желтое окно, то можно повторить попытку еще раз.
Воспитатель: Ребята, вы уже много узнали о том, как нужно вести себя на дороге. Я предлагаю вам вспомнить эти правила (дети называют эти правила, а я выставляю сюжетные картинки, изображающие эти ситуации.
- Найти место перехода по знаку (особенно зимой).
- Смотрят налево, затем направо.
- Убедиться, что все машины остановились.
- Переход осуществляется с началом зеленого сигнала двухсигнального светофора.
- Переходить «пешеходный переход» надо быстро, не прогуливаться.
- При частом движении в темное время суток, стоит носить на одежде светоотражающие элементы, это особенно необходимо делать детям.
Воспитатель: Совсем скоро вы станете учениками. Вам придется самостоятельно идти из дома в школу. Нужно выбрать самый безопасный маршрут и соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас может рассказать о том, каким путем вы будите ходить в школу (предлагаю детям пройти к макету поселка, найти свой дом и рассказать о том, как они будут идти в школу). Ребята, нужно выбрать такой маршрут, чтобы он был безопасен.
Самоанализ детьми выбранного пути: (примерно выглядеть может вот так)
Ваня: Я выбрал самый безопасный путь. Буду переходить дорогу по пешеходному переходу. Со мной рядом будет идти мама и она мне подскажет.
Дарина: А я живу рядом со школой. По дороге я не пойду. Я буду идти по тротуару. Мне на пути встретится два пешеходных перехода.
Вася: А я всегда буду идти в школу по прямой пешеходной дороге, она еще называется тротуар. Мне не нужно проходить пешеходный переход. Чтобы я не попал под машину, меня будет провожать мама со Златой.
Иришка: А я буду правильно переходить дорогу, сначала остановлюсь и подожду, чтобы машины остановились…иногда они едут и не уступают мне дорогу…
Воспитатель: Ребята, совершенно верно вы выбрали безопасный путь в школу: нужно переходить улицу по пешеходному переходу, при движении сначала смотрите налево, а когда дойдете до середины дороги направо. Ребята, я поздравляю вас с отличным знаниями ПДД. Хочу отметить ваши старания и вручить дипломы и подарить буклеты «ПАМЯТКА ПО ОСОБЕННОСТЯМ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
- Заключительная часть
Воспитатель: Ну что, ребята, мы с вами сегодня вспомнили правила дорожного движения. И я убедилась, что вы знаете их хорошо. Теперь самое главное для вас – применять их всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример хорошего, осторожного и внимательного участника дорожного движения.
Литература:
- Саулина, Т.Ф.Три сигнала светофора / Т.Ф. Саулина. – М.: Просвищение, 1989. – 85с.
- Скоролупова, О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» / О.А.Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2003, 2004. – 80с.
- Полякова, Л.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Л.Б.Полякова, Н.А. Извекова, А.Ф. МадведеваА.Н. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 104с.
- Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную азбуку / Ф.С. Майорова.– М.: Скрипторий, 2004. – 78с.
- Шорыгин, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет./Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 70с.