Аванесян Марина Давидовна
Консультация для педагогов
«Трудовое воспитание дошкольников.».
Автор: воспитатель МБДОУ №46 «Мишутка»;
Ставропольский край, город Пятигорск.
Жизнь тысячу раз убеждает нас в том, что подготовка ребенка к отрочеству, юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным, таким, который материализует тончайшие движения души. В.А. Сухомлинский.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.
От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.
Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.
В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами
действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному, нравственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворительности от того, что они сами могут сделать, что-то нужное и полезное.
Цель моего опыта - помочь воспитателям систематически, последовательно и эффективно осуществлять трудовое воспитание, используя для этого разнообразные формы, методы и приемы.
Осуществляя руководство трудовой деятельностью детей воспитатели должны:
- Подчеркивать особую значимость труда;
- Следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным особенностям и возможностям детей;
- Строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать перегрузки и переутомления;
- Постепенно расширить самостоятельность детей;
- Создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
- Направлять внимание и усилие детей на качественное выполнение трудовых действий;
- Помнить об эстетической организации обстановки, в которой осуществляется труд.